Такое явление, как франчайзинг пришло в Россию только в конце 90-х. Поэтому в законодательстве этот термин не фигурирует. Его заменяет словосочетание “договор коммерческой концессии”. Поскольку после заключения договора, его нужно зарегистрировать в Роспатенте, этой сферой занимаются эксперты по патентно-правовым отношениям.

Что такое франшиза?

Франшиза это лицензия, которая позволяет покупателю (франчайзи) пользоваться торговой маркой, брендом и коммерческими разработками создателя бизнес-модели (франчайзера) на условии ведения бизнеса с использованием наработанных схем.

В лицензию входят не только логотип и ноу-хау, но также схема построения бизнес-процессов, рекомендации по открытию, набору персонала, рецептуры, маркетинговые разработки, а также оказание консультаций и технической поддержки.

Чаще всего покупают франшизы в области продажи товаров, услуг и производства.

Товарная франшиза разрешает франчайзи продавать свои товары под торговой маркой франчайзера. Это позволяет не тратиться на рекламу и создание собственного бренда, используя уже хорошо зарекомендовавшую себя торговую марку. Франчайзер может помочь в поиске помещения, обучении персонала и др.

В сфере услуг франшизы могут охватывать большой объем сектора: от оказания консультативной помощи до открытия точек питания, торговых центров, фитнес-клубов и др.

Производственные франшизы включают в себя технологии, рецептуры, устройства и рекомендации по выбору сырья и поставщиков. Создание производственной базы и все расходы на производство продукта находятся под контролем франчайзи.

Чем франшиза принципиально отличается от лицензии?

Франшиза является частным случаем лицензии. Лицензирование — более широкое понятие, это вступление в бизнес за деньги. Если говорить о бизнесе, покупка лицензии означает передачу права исключительной продажи продукта на определенной территории, либо возможность использовать собственный товарный знак при реализации товара.

Франшиза предполагает более тесные отношения между продавцом и покупателем. Франчайзи не имеет права использовать свое название, торговые марки, технологии. Зато он вправе получить готовые бизнес-схемы, помощь при открытии, рекламные материалы. Это происходит регулярно на протяжении использования франшизы.

Отличие также в том, что при лицензировании покупатель платит один раз и пользуется лицензией столько, сколько указано в договоре. При покупке франшизы, помимо основного взноса, франчайзи выплачивает роялти: регулярные денежные выплаты.

В отличие от лицензионного договора, по договору франшизы правообладатель передает пользователю права использования не одного вида интеллектуальной собственности, а целого комплекса.

При франчайзинге, правообладатель, имеет максимальную возможность контроля за деятельностью пользователя, в том числе:

  • контролировать качество оказываемых услуг или производимой продукции в обязательном порядке
  • требовать соблюдения инструкций по организации обслуживания клиентов, соблюдения определенной технологии производства, оформления помещения и зон обслуживания клиентов и другое
  • требовать от пользователя установки фиксируемых правообладателем цен на продукцию или услуги

Помимо этого договор обязывает правообладателя оказывать пользователю техническое и консультационное содействие, обучать работников регламентам и инструкциям.

Зачем нужна франшиза?

Франшиза нужна, чтоб вести бизнес под определенным торговым брендом, как правило, с наработанной клиентской базой, технологией, поставщиками и репутацией. Чтобы понять, для чего она нужна, нужно взвесить все “за” и “против”.

Плюсами покупки франшизы являются:

  • Более быстрое получение прибыли, так как не нужно ничего придумывать: уже есть готовая эффективная схема, которой нужно следовать,
  • База проверенных поставщиков и система обучения и найма персонала,
  • Подтвердившие свою прибыльность технологии,
  • Готовая рекламная кампания.

По сути, это покупка чужого опыта, без наступания на собственные грабли.

Минусами является требования неукоснительно следовать правилам и технологии, подчинение во всех важных вопросах владельцу франшизы. Инициативность франчайзи не всегда поощряется. Чтоб определить зоны своего влияния и ответственности, обеим сторонам нужно грамотно подойти к составлению договора.

Договор коммерческой концессии (франшизы)

Договор коммерческой концессии — это соглашение, по которому одно лицо передает другому набор исключительных прав. В него, как правило, входят права на товарный знак (бренд), патент и/или индивидуальное обозначение. На практике это означает, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель дает свое разрешение другой компании или ИП работать на определенной территории под брендом правообладателя.

Подобные взаимоотношения выгодны обеим сторонам, так как владелец прав (франчайзер) получает от другой стороны (франчайзи) плату (роялти). Покупатель прав, соответственно, благодаря заключению договора франшизы получает возможность вести бизнес под уже известным и раскрученным именем.

Существенные условия договора франшизы:

Особенностью этого вида договора является то, что его нельзя заключить без передачи права на использование товарного знака. Другим важным условием договора является объем передаваемых прав. Кроме того, в документе обязательно указывается цена, а также форма и периодичность выплаты денег франчайзеру. Также в документе указывают территорию и срок действия франшизы. Договор концессии действителен только при наличии письменной формы и только при условии прохождения государственной регистрации. Без госрегистрации он считается недействительным.

Стоит отметить, что при заключении договора концессии обладатель прав оставляет за собой возможность контроля над действиями франчайзи. Он вправе следить за качеством производимых товаров или оказываемых услуг, а также требовать установки фиксированных цен на них. При этом договор обычно включает в себя обязанность правообладателя предоставлять франчайзи техническую и консультационную поддержку, а также проводить обучение его сотрудников. В договоре концессии иногда предусматривается ограничение на заключение пользователем аналогичных договоров с другими правообладателями.

От чего защищает качественный договор франчайзинга?

Договор коммерческой концессии считается одним из самых сложных в гражданском законодательстве, поскольку включается в себя регулирование множества нюансов в сфере защиты интеллектуальных прав и наложении ограничений на их изменение.

В идеале, договор должен защитить от:

  • Недобросовестного исполнения франчайзи и франчайзера условий соглашения,
  • Репутационных потерь,
  • Обвинений в нарушении авторских прав,
  • Недополученной прибыли.

Для этого в договоре прописываются объем (от минимального до максимального), размера выплаты роялти и дополнительные обязательства, например, запрет на конкуренцию в определенном регионе, обязательства согласовывать открытия новых точек и др.

Возможность использовать третьими лицами информации и авторских прав передается франчайзи с разрешения франчайзера по договору субконцессии.

Кто регистрирует договор концессии?

Если в договоре франшизы речь идет об объектах, охраняемых авторским правом и патентным законодательством, регистрация договора должна происходить в Роспатенте.

В случае, если в договоре концессии не фигурируют объекты, охраняемые патентным правом, то регистрацию договора можно провести в государственных органах, которые регистрировали юридические лица-участников договора.

Патентные поверенные и юристы Патентно-Правового Бюро "Патентиум" имеют большой опыт подготовки и регистрации договоров коммерческой концессии. 

Обратитесь за консультацией к нашим специалистам, удобным для вас способом и мы гарантируем Вам максимальный результат реализации проекта по передаче Вашей интеллектуальной деятельности.

 

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Хочешь получить бесплатную консультацию специалиста?